Наказание для автомобилистов сделают неотвратимым, а страховку — дорогой
Наступивший год не обещает быть лёгким для водителей. На них обкатают несколько «секретных технологий» и сопутствующих законов, которые сделают наказание неотвратимым, а страховку — дорогой.
Заложи соседа по потоку
Один из самых радикальных законопроектов уже одобрен Госдумой в первом чтении. Фактически, он приравнивает обычные смартфоны и регистраторы к автоматическим комплексам фотовидеофиксации нарушений.
Это значит, что снять нарушение сможет любой пешеход или водитель, тут же отправив его в центр фотовидеофиксации ГИБДД. Сделать это можно и сейчас, но тогда инспектору придётся не только искать владельца машины, но и доказывать, что именно он был за рулем в день нарушения. Законопроект же позволяет писать постановления в заочном режиме и рассылать письмами счастья: по умолчанию нарушителем будет считаться владелец машины.
Отправить видео можно будет через специальное приложение, которое исключает его редактирование, а заодно идентифицирует автора. Это, кстати, создаёт определённые проблемы, потому что нарушитель может потребовать материалы дела и узнать, кто именно его заснял. Не исключено, что в ходе обсуждений депутаты учтут возможность личной мести.
Список нарушений для любительской видеофиксации довольно обширный, хотя и далеко не полный. Например, в него не входит парковка на газонах, а также популярное и гадкое нарушение — пренебрежение сигналом поворота.
Зато входит проезд на запрещающий сигнал, езда по встречной полосе и остановка, где это запрещено, нарушения на железнодорожных переездах, непропуск пешехода, непредоставление преимущества другим автомобилям и так далее.
Плюсы подхода очевидны — он делает наказание почти неотвратимым и позволяет наказывать за ряд нарушений, которые сейчас игнорируются и камерами, и инспекторами. Но в переходный период наверняка будет масса нестыковок и спорных решений. Ведь если выносятся ошибочные постановления по материалам с профессиональных камер, что говорить о видео, снятых на дрожащий смартфон?
За побег с места аварии — плюс два года к заключению
Сокрытие с места ДТП является уголовным преступлением? Скоро это станет реальностью.
Пока за побег после аварии грозит лишь административное наказание в виде лишения прав, чего вполне достаточно при мелких ДТП, но не всегда работает при тяжелых замесах.
Когда в аварии пострадали или погибли люди, искушение скрыться с места гораздо выше, тем более, если водитель пьян. При наличии тяжелых пострадавших или жертв, нетрезвость водителя ощутимо усиливает наказание по статье 264 УК РФ, поэтому виновники нередко скрываются, а затем являются с повинной — делать медосвидетельствование уже поздно, и таким образом их пьянство не принимается во внимание при рассмотрении уголовного дела.
Новый законопроект, фактически, приравнивает сокрытие с места таких ДТП с признанием себя нетрезвым. Так, если за аварию с одним погибшим грозит до 5 лет лишения свободы, то в случае опьянения водителя — до 7 лет.
Камеры и ОСАГО
Идея наказывать за езду без ОСАГО с помощью камер фотовидеофиксации обсуждается уже три года, и запуск должен был состояться ещё осенью-2018. Но возникли проблемы технического характера: серверы Российского союза автостраховщиков не выдержали бы миллионов обращений в сутки для проверки ОСАГО по госномеру автомобиля, поэтому страховщики совместно с МВД создали отдельную базу данных с ежедневным обновлением. Но в январе 2019 года выяснилось, что и новая база не лишена ошибок, причём порой довольно курьёзных: например, страховщики иногда использовали кириллицу вместо латиницы или пропускали значимые цифры.
Ожидается, что в столице система заработает уже этой весной. За проезд под камерами без полиса ОСАГО грозит штраф 800 рублей, выписанный на имя владельца автомобиля. Пока не ясно, с какой частотой может выписываться наказание: скорее всего, штраф будут оформлять не с первого раза, чтобы исключить ложные срабатывания в случаях, когда из-за технических сбоев информация о новых полисах попадает в базу данных не сразу.
Если же предположить, что штраф будет оформляться ежедневно, месяц езды без ОСАГО обойдётся в 24 тысячи рублей, что сопоставимо с ценой почти что самого дорого полиса (для молодого владельца мощной машины с аварийной историей).
Камеры и техосмотр
Ещё более экстремальное предложение — это использование камер для обнаружения машин, не прошедших техосмотр. Сейчас штрафа за такое нарушение не существует в принципе, но пакет законопроектов, который Госдума одобрила в первом чтении, устанавливает его на уровне 2000 рублей. Камеры же смогут фиксировать нарушение ежедневно, что грозит катастрофическими расходами для тех, кто «забыл» пройти техосмотр.
Попутно обсуждаются крупные штрафы и уголовное наказание для операторов техосмотра, причём ко второму чтению гайки планируют затянуть сильнее: так, штраф за незаконную аккредитацию пункта техосмотра возрастает с 100 тысяч до 300 тысяч рублей. Большие споры вызывает идея тотальной видеосъемки процесса, которая потребует от операторов вложений в оборудование, поэтому на первых порах, возможно, «новый техосмотр» обойдётся без неё.
Параллельно в Думу внесён диаметрально противоположный законопроект — о полной отмене техосмотра, автором которого стали депутаты «Справедливой России». Они считают, что техосмотр не влияет на безопасность, и это мнение близко многим водителям: для них процедура ассоциируется лишь с огромными очередями, формализмом и вымогательством взяток. Но есть риск, что законопроект носит исключительно популистский характер — очевидны заигрывания с водительскими настроениями.
ОСАГО задерут до потолка
В январе изменились базовые тарифы ОСАГО: коридор расширен на 20% вниз и вверх. Это означает, что страховые вправе как оставить тарифы на прошлогоднем уровне, так и поднять их или опустить.
Правда, проведенный нами анализ показывает, что среди крупных компаний желающих демпинговать ниже уровня 2018 года не нашлось. В лучшем случае, тарифы сохранились на уровне прошлогоднего максимума (4,1 тысячи рублей), некоторые компании подняли его незначительно (до 4,3−4,4 тысячи), а другие сразу же открутили до максимального значения в 4,9 тысячи рублей. Уточним, что каждая страховая выбирает базовый тариф для конкретного города или области и он одинаков для всех проживающих здесь автомобилистов. Конечная стоимость полиса рассчитывается умножением базового тарифа на восемь коэффициентов.
Но это не всё: Минфин выступил с предложением увеличить лимит выплат по здоровью с 500 тысяч до 2 миллионов рублей, настаивая, что из-за редкости столь тяжелых аварий с пострадавшими они не являются основной статьёй расходов для страховых. Однако у последних своё мнение, и они отреагировали угрозами поднять тарифы до максимально разрешённого уровня. В случае принятия инициативы страховка может подорожать примерно на 20% для всех регионов.