Наказание для автомобилистов сделают неотвратимым, а страховку — дорогой
Наступивший год не обещает быть лёгким для водителей. На них обкатают несколько «секретных технологий» и сопутствующих законов, которые сделают наказание неотвратимым, а страховку — дорогой.
Заложи соседа по потоку
Один из самых радикальных законопроектов уже одобрен Госдумой в первом чтении. Фактически, он приравнивает обычные смартфоны и регистраторы к автоматическим комплексам фотовидеофиксации нарушений.
Это значит, что снять нарушение сможет любой пешеход или водитель, тут же отправив его в центр фотовидеофиксации ГИБДД. Сделать это можно и сейчас, но тогда инспектору придётся не только искать владельца машины, но и доказывать, что именно он был за рулем в день нарушения. Законопроект же позволяет писать постановления в заочном режиме и рассылать письмами счастья: по умолчанию нарушителем будет считаться владелец машины.
Отправить видео можно будет через специальное приложение, которое исключает его редактирование, а заодно идентифицирует автора. Это, кстати, создаёт определённые проблемы, потому что нарушитель может потребовать материалы дела и узнать, кто именно его заснял. Не исключено, что в ходе обсуждений депутаты учтут возможность личной мести.
Список нарушений для любительской видеофиксации довольно обширный, хотя и далеко не полный. Например, в него не входит парковка на газонах, а также популярное и гадкое нарушение — пренебрежение сигналом поворота.
Зато входит проезд на запрещающий сигнал, езда по встречной полосе и остановка, где это запрещено, нарушения на железнодорожных переездах, непропуск пешехода, непредоставление преимущества другим автомобилям и так далее.
Плюсы подхода очевидны — он делает наказание почти неотвратимым и позволяет наказывать за ряд нарушений, которые сейчас игнорируются и камерами, и инспекторами. Но в переходный период наверняка будет масса нестыковок и спорных решений. Ведь если выносятся ошибочные постановления по материалам с профессиональных камер, что говорить о видео, снятых на дрожащий смартфон?
За побег с места аварии — плюс два года к заключению
Сокрытие с места ДТП является уголовным преступлением? Скоро это станет реальностью.
Пока за побег после аварии грозит лишь административное наказание в виде лишения прав, чего вполне достаточно при мелких ДТП, но не всегда работает при тяжелых замесах.
Когда в аварии пострадали или погибли люди, искушение скрыться с места гораздо выше, тем более, если водитель пьян. При наличии тяжелых пострадавших или жертв, нетрезвость водителя ощутимо усиливает наказание по статье 264 УК РФ, поэтому виновники нередко скрываются, а затем являются с повинной — делать медосвидетельствование уже поздно, и таким образом их пьянство не принимается во внимание при рассмотрении уголовного дела.
Новый законопроект, фактически, приравнивает сокрытие с места таких ДТП с признанием себя нетрезвым. Так, если за аварию с одним погибшим грозит до 5 лет лишения свободы, то в случае опьянения водителя — до 7 лет.
Камеры и ОСАГО
Идея наказывать за езду без ОСАГО с помощью камер фотовидеофиксации обсуждается уже три года, и запуск должен был состояться ещё осенью-2018. Но возникли проблемы технического характера: серверы Российского союза автостраховщиков не выдержали бы миллионов обращений в сутки для проверки ОСАГО по госномеру автомобиля, поэтому страховщики совместно с МВД создали отдельную базу данных с ежедневным обновлением. Но в январе 2019 года выяснилось, что и новая база не лишена ошибок, причём порой довольно курьёзных: например, страховщики иногда использовали кириллицу вместо латиницы или пропускали значимые цифры.
Ожидается, что в столице система заработает уже этой весной. За проезд под камерами без полиса ОСАГО грозит штраф 800 рублей, выписанный на имя владельца автомобиля. Пока не ясно, с какой частотой может выписываться наказание: скорее всего, штраф будут оформлять не с первого раза, чтобы исключить ложные срабатывания в случаях, когда из-за технических сбоев информация о новых полисах попадает в базу данных не сразу.
Если же предположить, что штраф будет оформляться ежедневно, месяц езды без ОСАГО обойдётся в 24 тысячи рублей, что сопоставимо с ценой почти что самого дорого полиса (для молодого владельца мощной машины с аварийной историей).
Камеры и техосмотр
Ещё более экстремальное предложение — это использование камер для обнаружения машин, не прошедших техосмотр. Сейчас штрафа за такое нарушение не существует в принципе, но пакет законопроектов, который Госдума одобрила в первом чтении, устанавливает его на уровне 2000 рублей. Камеры же смогут фиксировать нарушение ежедневно, что грозит катастрофическими расходами для тех, кто «забыл» пройти техосмотр.
Попутно обсуждаются крупные штрафы и уголовное наказание для операторов техосмотра, причём ко второму чтению гайки планируют затянуть сильнее: так, штраф за незаконную аккредитацию пункта техосмотра возрастает с 100 тысяч до 300 тысяч рублей. Большие споры вызывает идея тотальной видеосъемки процесса, которая потребует от операторов вложений в оборудование, поэтому на первых порах, возможно, «новый техосмотр» обойдётся без неё.
Параллельно в Думу внесён диаметрально противоположный законопроект — о полной отмене техосмотра, автором которого стали депутаты «Справедливой России». Они считают, что техосмотр не влияет на безопасность, и это мнение близко многим водителям: для них процедура ассоциируется лишь с огромными очередями, формализмом и вымогательством взяток. Но есть риск, что законопроект носит исключительно популистский характер — очевидны заигрывания с водительскими настроениями.
ОСАГО задерут до потолка
В январе изменились базовые тарифы ОСАГО: коридор расширен на 20% вниз и вверх. Это означает, что страховые вправе как оставить тарифы на прошлогоднем уровне, так и поднять их или опустить.
Правда, проведенный нами анализ показывает, что среди крупных компаний желающих демпинговать ниже уровня 2018 года не нашлось. В лучшем случае, тарифы сохранились на уровне прошлогоднего максимума (4,1 тысячи рублей), некоторые компании подняли его незначительно (до 4,3−4,4 тысячи), а другие сразу же открутили до максимального значения в 4,9 тысячи рублей. Уточним, что каждая страховая выбирает базовый тариф для конкретного города или области и он одинаков для всех проживающих здесь автомобилистов. Конечная стоимость полиса рассчитывается умножением базового тарифа на восемь коэффициентов.
Но это не всё: Минфин выступил с предложением увеличить лимит выплат по здоровью с 500 тысяч до 2 миллионов рублей, настаивая, что из-за редкости столь тяжелых аварий с пострадавшими они не являются основной статьёй расходов для страховых. Однако у последних своё мнение, и они отреагировали угрозами поднять тарифы до максимально разрешённого уровня. В случае принятия инициативы страховка может подорожать примерно на 20% для всех регионов.
Никогда не приглядывался к наклейкам на фруктах, но вот вычитал такую информацию. Я конечно подозреваю,…
Не все привычные маринады одинаково хороши для мяса. Иногда они могут быть слишком агрессивными, сильно…
Чеснок добавляется во многие блюда, однако его можно использовать не только как приправу, но и…
Раньше вышивание крестиком было одним из основных занятий каждой славянской домовитой женщины. Поэтому с этим…
В древности игрушка считалась олицетворением живого человека и символизировала его уменьшенную копию. К ней всегда…
Крайне важно знать, куда можно повесить оберег в квартире. От этого зависит то, насколько хорошо…