В телепрограмме «Москва. Кремль. Путин» вице-премьер Голикова сообщила, что в преддверии послания президента Федеральному Собранию глава государства, узнав о её расхождениях с Минфином, провел долгое совещание, где «решали в столбик» возникшие проблемы.
Не надо иметь семь пядей во лбу, чтобы понять, что произошло. Министр финансов Антон Силуанов «зажал деньги», отказывая в финансировании некоторых программ, за которые отвечает главный «социальщик» (так себя гордо называет Татьяна Алексеевна — авт.).
Можно не сомневаться, что отголоски этого спора нашли отражение в словах Путина уже в самом послании. «Многим пенсионерам не проиндексировали пенсию, так как их доход немного превышал прожиточный минимум. В результате люди почувствовали себя обманутыми, и возникшую несправедливость необходимо устранить», – подчеркнул президент.
Таким образом, пенсионная реформа не заладилась с самого начала. Как говорят в таких случаях, дурной знак. Причина в том, что в соответствии с президентскими поправками, мужчины и женщины, рожденные, соответственно, в 1-ом полугодии 1959 года и в 1-ом полугодии 1964 года, сохранили за собой право выйти на пенсию по прежним нормам. Следовательно, новые социальные обязательства возникли на полгода раньше, чем поступят сотни миллиардов рублей, отнятые у недопенсионеров.
Удивительно, что президент заявил о смягчении пенсионной реформы, в том числе и по вышеуказанной льготе, в последних числах августа 2018 года, а конфликт ведомственных интересов между Голиковой и Силуановым стал предметом разбирательства в конце февраля 2019 года. С одной стороны, наблюдается дикая несогласованность: как-никак речь идет о миллионах обманутых властями россиянах. С другой стороны — наблюдается недопустимо мягкая — в «лучших традициях» позднего Брежнева — реакция главы государства на провальный старт пенсионной реформы.
Впрочем, вероятен и третий вариант: наверху решили в очередной раз «кинуть» народ, мол, ничего полгода потерпят. Но с мест пошли негативные сигналы, главным образом, связанные с падением рейтинга Путина. Именно поэтому Кремль решил срочно разрулить «некрасивую» ситуацию. Отсюда и сюжет с решением в столбик, будто президент заранее не получал пояснительных записок, а в его кабинете отсутствуют даже калькуляторы.
Между тем, финансовые проблемы с наполняемостью ПФР будут только нарастать. Более того, выполнение разрекламированных обязательств перед стариками вовсе может оказаться под большим вопросом. Дело в том, что увеличение пенсионного возраста в большинстве стран, где эти шаги все-таки были приняты обществом и дали своей эффект, шли вслед за ростом продолжительности жизни.
В России же, наоборот, телегу поставили впереди лошади, дескать, граждане обретут долголетие уже в процессе реформирования. Точно так, к слову, поступили в Нигерии, где тамошние «медведевы» и «голиковы», видимо, тоже додумались бороться с бедной старостью подсчетом в столбик.
Об этом рассказывается в докладе «Пенсионная система и пенсионное планирование в Нигерии», опубликованном в Mediterranean Journal of Social Sciences (MJSS) — средиземноморском журнале социальных наук. В аннотации сказано, что «…нет достаточных доказательств того, что пенсионная система ведет Нигерию к желаемому результату… Успех любой пенсионной реформы во многом зависит от искренности, сотрудничества и приверженности всех участников».
Итак, в 2004 году федеральное правительство Нигерии объявило об очередной пенсионной реформе, обязав все предприятия со штатом более 4-х человек производить обязательные отчисления в пенсионные фонды. Отметим, что эта схема была полностью заимствована у Чили.
С этого момента любой гражданин, работающий в государственном секторе, мог рассчитывать на пенсию в возрасте 60 лет или ранее, если его официальный трудовой стаж достигал — 35 лет. Те, кто работал в частном секторе, выходил на пенсию от 55 до 60 лет, независимо от стажа. Впрочем, нигериец мог стать пенсионером и в 50 лет, но исключительно за счет собственных пенсионных сбережений.
Разница была в том, что в 2004 году ожидаемая продолжительность жизни чилийских мужчин составляла 76 лет, а нигерийских — около 43 лет. Однако, тогдашние высшие чиновники в Абудже, как и их сегодняшние московские коллеги, убеждали, что простые люди станут жить дольше, поскольку труд оздоровляет, а хорошие пенсии — продлевают жизнь в старости.
Однако в Нигерии не только молодежь, но и люди среднего возраста, видя, что смертность в массе своей наступает раньше обозначенного правительством пенсионного возраста, стали уходить в «тень». Нигерийский бизнес, само собой, пошел навстречу пожеланиям трудящихся.
В то же время чилийские предприниматели сталкивались с противоположными требованиями: в «черную» и «серую» отказывалась работать даже молодежь. Работники были уверены, что не только доживут до пенсионного возраста, но и в старости достаточно долго будут получать законные выплаты. Именно это имели в виду авторы доклада MJSS, когда писали о необходимости общенационального доверия к пенсионной системе. Если её нет, не будет и отчислений в ПФ.
В итоге «управление пенсионной системой в Нигерии было перегружено многочисленными и разнообразными проблемами, в результате чего работники, особенно государственных служб, стали бояться выхода на пенсию», — говорится в докладе MJSS. Просто потому, что в фондах не было денег.
По истечению 7 лет сначала реформы в Нигерии стало ясно, что заставить людей работать в «белую» не получится, поскольку в этом нет никакого здравого смысла. Как результат, в 2011 году пенсионные активы Нигерии не превышали 5% ВВП, тогда как в Чили доля пенсионных фондов в валовом продукте достигла 58,5%.
Для сравнения, в России активы пенсионных фондов в доле от ВВП, по данным Всемирного банка, в 2016 году оценивается в смешные 3.98%. Столь драматические цифры, в числе прочего, объясняются тем, что процент участников «теневого» рынка труда составлял 40,3% всего занятого населения, причем наибольшая доля работающих «в тени» наблюдалась среди самозанятых — 64,5%”.
Люди на форумах пишут:
«Я выбираю деньги здесь и сейчас.
И деньги в конверте, потому что:
1) Я могу не дожить до пенсии (какие гарантии?)
2) Пока я до нее доживу, они все поменяют и сделают все равно, как выгодно им, а не мне».
«Вот, к примеру, если б мне работодатель предложил то, что платит государству, отдавать мне, и, например, вместо 20 тысяч „белой“ получать 30 тысяч в конверте — я бы согласилась!»
«Найдите пенсионный калькулятор, и погоняйте разные размеры зарплат. И получите ответ — выбирайте „серую“ з/п. Пенсия отличается на копейки… Больничный, конечно, меньше. Но обычно, если человеку платят действительно большую „серую“ з/п, он работает и больной».
Таким образом, вместо того, чтобы повысить доверие российских работников к пенсионной системе и активизировать массовое движение снизу за «белые зарплаты», кабмин Медведева только ухудшил ситуацию. С учетом возросших прямых и непрямых налогов и ЖКХ-поборов, а также с осознанием невысокой вероятности дожития до пенсионного возраста, «теневой» рынок труда, естественно, будет расширяться. Параллельно ухудшится наполняемость ПФР.
Впрочем, есть и такие участники интернет-обсуждений, которые убеждены, что властям придется идти на попятную, когда станет совсем жарко. И произойдет это потому, что общие траты в связи с повышением пенсионного возраста превысят выгоду (что, собственно, уже наблюдается), а политические издержки вообще будут иметь катастрофический характер. Мол, «отменили нулевое промилле — отменят и пенсионную реформу».