В преддверии весны специалисты института народного хозяйства (РАНХиГС), проанализировав данные Росстата, выяснили, что, с учетом произведенной в 2017 году единоразовой выплаты пенсионерам в размере 5 000 рублей, уровень доходов наших сограждан снизился в 2018 году на 0,2% (хотя ранее Росстат утверждал, что доходы россиян, наоборот, увеличились в минувшем году на 0,3%).
При этом аналитики отметили, что в прошлом году трансферты от государства составили пятую часть доходов россиян, и таким образом они получили рекордное количество социальных выплат от государства за последние 27 лет. Это, однако, не смогло перенаправить вектор изменения благосостояния наших сограждан: с 2013 года уровень дохода россиян упал в целом на 10,8%.
Комментируя ситуацию с доходами россиян, директор Центра социальной политики РАНХиГС Светлана Мисихина в беседе с корреспондентом «СП» уточнила: они не выросли из-за того, что в России не все доходы — это зарплаты, и не все люди трудоспособного возраста зарплаты получают. К тому же, в этом году еще и упали предпринимательские доходы, которые Росстатом считаются по очень сложной методике, не всегда понятной другим специалистам.
— Стоит также отметить, — добавила она, — что если у нас в доходах снижается доля зарплат, то все остальные доли становятся более весомыми, поэтому наши эксперты и заговорили об увеличении государственных трансфертов. Но мы знаем, что в 2019 году у нас с вами увеличиваются пенсии неработающих пенсионеров. Из-за этого доля государственных трансфертов в доходах вновь начнет расти. Особенно если учесть, что первый месяц года показал крайне медленный рост заработных плат из-за отсутствия больших стимуляторов, аналогичных тем, какие у нас были в прошлом году.
— Аналитики РАНХиГС заметили, что доходы россиян в 2013 году еще росли, а в 2014 — уже нет. Что же такое критичное случилось на стыке этих лет, что мы до сих пор не можем вывести доходы сограждан на достойный уровень?
— Давайте вспомним, что там у нас случилось в конце 2014 года? Девальвация рубля и кризис, много всего было. Интересно, что номинальные-то доходы у нас на самом деле растут, однако из-за высокой инфляции у нас сначала не росли реально располагаемые доходы, а потом, когда инфляция снизилась, перестали расти все остальные виды доходов, кроме зарплаты. В 2016 году не индексировались еще выплаты пенсионерам. В 2018 году «просели» все виды доходов, кроме заработной платы.
— То есть, у нас все не так уж плохо, и в обозримой перспективе мы увидим наконец-то рост реальных доходов граждан?
— В конце прошлого года я уже говорила, что ожидать большого роста доходов по итогам 2019 года не стоит. Потому что зарплаты будут расти медленно, поскольку таких сильных стимулов, как в прошлом году, у них сейчас нет, по всем документам нашего правительства зарплаты бюджетников будут индексироваться ровно на уровень инфляции. Никаких больших повышений туда еще не заложено. В коммерческом секторе зарплаты определяются другими причинами, но пока непонятно, как они будут расти, потому что цены на нефть высокие. Но в любом случае, предположу, увеличение зарплат вряд ли будет высоким. Единственное, что мы знаем — повышены пенсии неработающим пенсионерам и будут доиндексированы пенсии тем категориям, к которым обращался президент в своем Послании. Но сказать, что вот этого достаточно для большого роста доходов, я бы не смогла. Максимум 1−2,5%.
К словам эксперта следует добавить, что Владимир Путин в своем последнем Послании говорил не только о пенсионерах. Так, помимо разработки постоянно действующего порядка обеспечения пенсионеров, гарантирующего им соцдоплаты даже при индексации пенсий до уровня прожиточного минимума или выше, а также проведения перерасчета самих соцдоплат к пенсиям с 1 января этого года, он дал и другие поручения российскому правительству. Например, до 25 марта нынешнего года правительство должноразработать поправки, увеличивающие ежемесячные выплаты неработающим родителям и опекунам, которые ухаживают за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства первой группы до 10 тысяч рублей.
Кроме того, правительству и Центробанку поручено принять меры для снижения процентной ставки по ипотеке до 8% годовых и ниже. Доложить о принятых мерах они должны до 15 января 2020 года. А до 10 апреля с.г. правительству поручено обеспечить внесение в законодательство изменений, предусматривающих субсидирование процентной ставки до уровня 6% годовых по ипотечным кредитам, выданным семьям с двумя и более детьми, на весь срок их действия. А семьям, взявшим ипотеку, поручено выплатить 450 тысяч рублей из бюджета в рамках помощи, если в них после 1 января родился третий (или более) ребенок.
Наконец, президент также поручил правительству и ЦБ до 1 июля внести в законодательство поправки, позволяющие попавшим в трудную жизненную ситуацию заемщикам получить «ипотечные каникулы» — отсрочку на погашения суммы основного долга и уплаты процентов. Кредиторам во время таких каникул будет запрещено требовать возврата долга и процентов, а также обращать взыскание на заложенное имущество, если оно является единственным жильем.
Впрочем, по свидетельству аналитика ГК ФИНАМ Алексея Коренева, большинство российских семей не может себе позволить взять ипотеку даже при нулевой ставке или даже хотя бы потянуть первоначальный взнос.
— Все же федеральные программы вроде льготной ипотеки для семей с детьми или помощи отдельным категориям заемщиков, будь то военные или молодожены, — констатировал он, — сравнительно небольшие по объему. Они, конечно, оказывают влияние на ипотечный сегмент, но не глобальное, а очень локальное. Та же самая ситуация складывается и с аналогичными региональными ипотечными программами в силу их существенного ограничения. Так что льготные программы — это, конечно, хорошо, но, увы, большинство населения в них не попадает. А на серьезную помощь у российского правительства нет ни денег, ни ресурсов. И так уже собирают последние копейки в виде налогов и штрафов.
Да и говорить в полной мере о последних поручениях правительству, утверждает руководитель Центра институтов социально-экономического развития Института экономики РАН, экономист Николай Ахапкин, еще пока преждевременно. Потому что некоторые из них должны быть сначала зафиксированы на правительственном уровне после указаний президента.
— А если говорить о мерах по поддержке доходов населения в целом, — считает, — то все-таки здесь следовало бы поменять направленность нашей экономической политики. Если говорить о среднесрочных и краткосрочных решениях, наше правительство встает на развилке, которая заключается в следующем — либо мы сохраняем жесткий подход к монетарной политике, проводя ее, на мой взгляд, даже излишне осторожно, либо все же ослабляем его. Ведь как раз монетарное стимулирование экономики в значительной степени и может послужить росту доходов всего населения. При этом будут решаться две задачи. Первая — стимулирование потребительского спроса и его рост приведет к увеличению темпов экономического роста. Пока этого не будет происходить, доходы населения расти не будут. А раз не будет дохода, то, соответственно, не будет и спроса. А раз не растет спрос — нет динамичного роста экономики.
— А как насчет поручения президента снизить ипотеку до 8% годовых? Это ли не поспособствует оживлению экономики.
— Понимаете, с одной стороны, мы можем и должны ставить такие цели. Но есть вещи, на которые ни президент, ни правительство не могут повлиять в тех экономических реалиях, которые нас окружают. Нельзя исключать, что уже через 2−3 месяца мы получим значительный рост инфляции в силу ряда факторов. И какая у нас тогда будет ключевая ставка ЦБ? Под какие проценты тогда вообще будут выдаваться кредиты? Так что объективных условий для реализации в целом правильного поручения президента просто может не быть. Рычагов для полного управления ситуацией нет, так что, озвучивая такие задачи, надо быть крайне осторожным.
— То есть наша экономика на грани краха?
— Нет, я бы так говорить не стал, она довольно устойчива, надо отдать должное Минфину и Центробанку. Но вот только устойчивость — устойчивостью, но пока, к сожалению, не прослеживаются предпосылки к динамичному и ускоренному развитию нашей экономики. Вот в этом проблема.
Учитывая, что из слов опрошенных «СП» экспертов напрашивается вывод об элементарном «зажимании» руководством страны денег на серьезный вклад в развитие собственной экономики и повышение доходов населения, стоит ли удивляться тому, что люди, желая не просто свести концы с концами, но и желая хоть немного пожить красиво бросаются занимать деньги у банков? Правда, при этом они забывают о том, что «шлаковая» экономическая ситуация не позволяет им выполнять взятые на себя обязательства перед кредиторами.
А между тем Общероссийский народный фронт (ОНФ) подсчитал: долги россиян по кредитам достигли рекордной суммы. К настоящему моменту она составляет без малого 15 триллионов рублей, половину из которых составляет задолженность по ипотеке.
Примечательно, что чаще всего, по данным экспертов ОНФ, в кредитные учреждения обращаются жители Калмыкии, Тувы, Чувашии, ХМАО и Иркутской области, а самое большое количество неплательщиков сосредоточено на Кавказе — в Адыгее, Ингушетии, Северной Осетии и Карачаево-Черкесии.
По прогнозам независимого эксперта-экономиста Антона Шабанова, ближайшие 2−3 года станут для россиян непростым и для кого-то очень болезненным временем, потому что банковские бизнес-модели будут пересматриваться.
— Не исключаю, — заявил он «СП», — что банки будут вести себя более нервно. Учитывая, что наша экономика не растет, может возникнуть большая просрочка. Это станет проблемой для физических лиц, которые не смогут погашать свои займы. Это также станет проблемой и для банковского сектора, потому что большая просрочка потребует больших резервов, а это ничто иное как потенциальное снижение прибыли для лидирующей секции нашей экономики.
Но люди, напомнил эксперт, не хотят становиться банкротами и иметь проблемы с банками, так что им потребуются какие-то источники перекредитования. Однако, учитывая жесткую политику Центробанка в вопросе доступа кредитно-финансовых организаций на официальный рынок, он не исключил, появления каких-то «серых» или даже вообще «черных» схем кредитования населения. «К сожалению, — резюмировал он, — тут вырисовывается своеобразный замкнутый круг: чем жестче будет действовать Центробанк, тем активнее будет ответ от „теневых“ дельцов».
А какими методами для возвращения долгов при таких раскладах будут пользоваться кредиторы, пожалуй, никому разъяснять не надо.