Разбираем пункты ПДД, о которых никто не помнит, кроме судов и ГАИ
Есть нарушения очевидные, а есть те, что вызывают множество споров, потому что чаще всего непреднамеренны и характерны для многих водителей. Вот пять сценариев, за которые штрафуют и лишают прав тысячи водителей ежегодно.
Непропуск «далекого» пешехода
Пешехода, идущего через переход, нужно пропускать — это знают все. Но на каком расстоянии от машины должен быть человек, чтобы возникла необходимость его пропускать? Проблема становится наглядной на широких перекрёстках: вы поворачиваете направо, когда в шести полосах от вас с противоположного конца дороги на проезжу часть ступает человек.
Обывательская логика подсказывает, что пропускать «далекого» пешехода не нужно, тем более, иначе повернуть направо в принципе сложно: пешеходы могут идти непрерывной цепью.
Буквоеды указывают, что и в ПДД прописана обязанность уступить дорогу пешеходу, то есть, если он не изменил направления или скорость движения, ваш проезд вроде бы не считается нарушением.
Почему «вроде бы»? Потому что ГИБДД и суды придерживаются очень жесткой трактовки соответствующих пунктов правил и в большинстве ситуаций считается, что уступать дорогу нужно любому пешеходу, который вышел на проезжую часть. А то, что вас разделяют десятки метров, во внимание не принимается.
Двойной обгон
Среди ситуаций, когда обгон запрещен, большинство водителей назовет наличие знака 3.20 или сплошной разметки, а наиболее продвинутые вспомнят, что он недопустим также на мостах, пешеходных переходах, в конце подъемов и так далее. Но мало кто помнит про пункт 11.2 ПДД, который сформулирован так неконкретно, что допускает самые смелые интерпретации.
Этот пункт запрещает обгон, если автомобиль впереди производит обгон или объезд препятствия. Большинство водителей воспринимает его, как вполне разумный запрет обгонять машину, которая сама в этот момент совершает обгон.
Второй интерпретацией является запрет на обгон «паровозиком», то есть вслед за другим автомобилем. Подобный маневр также достаточно опасен, хотя и распространён: машина впереди закрывает обзор, плюс высокая скорость и малая дистанция до неё увеличивают риск взаимного столкновения.
Но есть и третья, наиболее жесткая трактовка этого пункта, которую нередко используют и сотрудники ГИБДД: любая машина впереди, вышедшая на обгон, запрещает обгонять и нам. Другими словами, даже если в километре перед вами попутная машина находится на встречной полосе, вам следует воздержаться от обгона.
В России, где даже федеральные трассы зачастую имеют лишь две полосы и требуют непрерывно обгонять, обгон «в чистой воде» возможен не всегда. И если старый грузовик собрал за собой вереницу машин, а зоны разрешенного обгона короткие, автомобилисты будут обгонять его пачками.
Но если такие маневры попадут в поле зрение инспектора, он вполне может вменить нарушение пункта 11.2 ПДД. И наказание традиционно: штраф 5000 рублей или лишение прав на 4−6 месяцев.
Разворот по малому радиусу
Правила не оговаривают траекторию разворота на перекрёстке: главное, чтобы он не попал на пешеходный переход или участок вблизи остановок. Для многих кажется естественным разворачиваться у ближнего края перекрёстка, не выезжая к его центру: так меньше шансов пересечься с водителями, поворачивающими налево.
Но если вы едете по дороги с разделительной полосой, разворот по малому радиусу с выездом на пересечение может быть интерпретирован, как кратковременная езда по встречной полосе.
Вопрос вызывал много споров, и несколько лет назад правозащитники ломали копья: одни настаивали, что разворот по малому радиусу нарушает пункт 8.6 ПДД, который требует, чтобы при повороте налево транспортное средство не оказалось на встречной полосе при выезде с пересечения. Второй лагерь настаивал, что разворот не равен двойному повороту налево, а потому этот пункт вообще неприменим.
Точку в спорах поставил пункт 9.1 (1) ПДД, который запретил движение по встречной полосе, отделённой трамвайными путями, сплошной линией разметки или разделительной полосой. Поэтому если на перекрёстке в разрыве разделительной полосы есть сплошная осевая (или островок разделительной полосы, или трамвайные пути), разворот по малому радиусу запрещён.
Но этот запрет не касается ситуаций, когда удалось развернуться без выезда на пересечение — многие перекрёстки имеют разделительную полосу, отнесённую от границы пересечений как раз для разворота. Если в этом зазоре нет пешеходного перехода, разворот по малому радиусу возможен.
Когда сплошной разметки в центре перекрёстка нет, разворот с выездом на пересечение, но по малому радиусу, по-прежнему остается спорным, поэтому им в любом случае злоупотреблять не стоит.
И, кстати, разделительная полоса бывает не только в виде газона или возвышения, но и нарисованная сплошными линиями разметки: расстояние между ними должна быть не менее 2 метров.
Не режьте углы
На крупных перекрёстках порой очень сложно повернуть налево из-за интенсивного потока, который совершает тот же маневр, но со встречной полосы. Обе колонны поворачивающих мешают друг другу и порой вынуждают срезать угол поворота. Если при этом в момент выезда с пересечения вы цепляете встречную полосу или встречные трамвайные пути, это считается нарушением. Причем наказание нередко выписывают по части 4 статьи 12.15 КоАП, то есть, штраф 5000 рублей или лишение прав.
То же самое касается поворота налево в разрыв сплошной линии или через сплошную. Последний манёвр, понятно дело, в принципе запрещён, но, если вы повернули без срезки угла, наказание будет по части 2 статьи 12.16 КоАП, то есть штраф до 1500 рублей. Но вот если был хоть небольшой участок прямолинейного движения по встречной полосе, пусть даже под довольно крутым углом, наказать могут по статье 12.15 КоАП (часть 4) — вплоть до лишения прав.
В одно касание
Есть несколько популярных нарушений, связанных с тем, что водитель «слегка не успел». Два наиболее характерных: это проезд на погасшую стрелку дополнительной секции и лёгкое касание сплошной линии при завершении обгона. В обоих случаях вне зависимости от того, насколько кратким и ненамеренным было нарушение, инспекторы и суды занимают бескомпромиссную позицию.
У классических светофоров есть жёлтый сигнал, который служит буфером при включении красного. Хотя жёлтый является формально запрещающим, проезд на него разрешен в случаях, если водитель не успевает остановиться перед стоп-линией (а без неё перед границей пересечения) без экстренного торможения. Поскольку оценить это можно разве что с помощью автотехнической экспертизы, камеры видеофиксации, как правило, не наказывают за проезд на жёлтый.
Но со стрелкой дополнительной секции всё сложнее: она мигает ровно три раза и гаснет — этот момент считается включением запрещающего сигнала. И те, кто повернул после третьего угасания стрелки наказывают на 1000 рублей (или 5000 рублей за повторное).
Зацепить сплошную линию в конце обгона также несложно, особенно если это короткий участок: например, фрагменты сплошной часто обрамляют пересечения загородных магистралей с небольшими перекрёстками.
Оправдания, что водителю некуда было деваться, и он не хотел нарушать, работают плохо. Формально он должен был убедиться в том, что обгон безопасен и разрешен на всей дистанции.